воскресенье, 10 февраля 2013 г.

любовь бессмертная спектакль

За последние три года в Татарстане в результате оптимизации закрылось 175 татарских школ. Та же участь ожидает сегодня и школу в легендарном селе просветителей братьев Буби, положивших на это дело всю свою сознательную жизнь. Лишь благодаря тому резонансу, который подняли журналисты в начале прошлого года, написав серию статей о необходимости сохранения татарской школы в данном селе, это учебное заведение до сих пор функционирует. Ведь помимо школы это еще и символ всего татарского образования: именно в Иж-Буби было открыто первое медресе для девочек, а впоследствии и первая учительская школа, дипломы которой признавались всеми органами российской власти, т.е. это был фактически педагогический университет. Стоит отметить, что университета, дающего высшее образование на татарском языке

Репрессии, тяжелым катком проехавшие по судьбам татарских просветителей, не оставили в стороне и Мухлису Буби. В 1930 году ее арестовывают, обвинив в контрреволюционной деятельности. Через семь лет тюрем, издевательств и унижения, 68-летнюю женщину приговаривают к смертной казни. 23 декабря 1937 года приговор приводится в исполнение путем расстрела.

Стоит отметить, что Мухлиса Буби кроме того, что преподавала, являлась еще и первой в исламском мире и единственной в истории татар женщиной-казыей (судья шариатского суда). В народе ее называют «мулла-абыстай», признавая глубокие знания в области исламской теологии, мусульманского права. В 1917 году Мухлиса была избрана членом Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, и стала первой женщиной-кази в мире. Халили писал по этому поводу: "Мы не знаем такого явления в исламском мире. Даже в являющейся исламским государством Турции, как нам известно, нет такого». Назначение судьей шариатского суда женщины первый случай в истории ислама. В то же время факт ее назначения указывает на уровень цивилизованности российского мусульманского общества того времени. В 1920 году проходят очередные выборы в Центральном духовном управлении мусульман. Мухлиса единогласно снова избирается казыей. К ней в поисках справедливости и защиты, преодолев сотни километров, приезжают женщины. Сегодня о Мухлисе Буби вспоминают не только как о просветителе, религиозном деятеле, но и как о первом политике среди татарских женщин. В мусульманском мире такие личности появились только спустя несколько лет. Только в 1950-х годах мир узнал об Индире Ганди, Беназире Бхутто как о защитницах прав женщин. То, что татары смогли вырастить такую личность, как Мухлиса Буби, свидетельствует о прогрессивном развитии татарской нации уже в начале века.

После разгрома женского медресе осенью 1912 года она переехала в Троицк и приступила к обучению девушек в открытой в 1910 году женской начальной школе. Брат Мухлисы Габдулла Буби был арестован в 1911 году и обвинен в пропаганде панисламизма. После освобождения из тюрьмы в 1913 году Габдулла Буби с семьёй выехал в г. Кульджа в Китай, где с женой Хуснифатимой организовал школу, которая имела и женские классы. Школа эта до сих пор стоит на своем месте, более того она является историческим памятником и охраняется китайским государством.

Мухлиса в одном ряду с братьями принимает активное участие в создании школы для девочек. К этому делу молодые просветители относятся с особым трепетом, так как считают, что именно воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры одно из необходимых условий преодоления отсталости и обеспечения прогресса нации. Мухлиса, жены ее братьев Насима и Хуснифатима начинают самозабвенно служить благородному делу. Как пишет в своих воспоминаниях Губайдулла Буби, по вечерам они обучаются у мужчин, а днем преподают в медресе. За свою работу не получают ни копейки, трудятся, отдавая всю душу и силы ради процветания татарской нации. В 1905-1908 годы Буби добиваются открытия при своих школах педагогических училищ. В 1907 году им разрешают принимать экзамены и выдавать свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Примечательно, что эти свидетельства являлись официальным документом, и признавались административными органами России.

Руководили комплексом, в котором позже появились и педагогические училища, Габдулла и Губайдулла Нигматулины (Буби), их сестра Мухлиса Буби заведовала женским медресе.

В конце XIX начале XX веков в селе Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан) создается уникальный для татарского общества того времени комплекс мужской и женской школы. Историки утверждают, что подобного очага просвещения для женщин не было в то время не только у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире. В медресе Иж-Буби обучались многие представители тюркских народов России. Сюда приезжали учиться из Москвы, Казани, Уфы, Симбирска, Самары, Астрахани, Ташкента, Петропавловска, Семипалатинска и других городов. По типу медресе Буби было реформировано медресе Европейской России, и за ними и часть медресе Средней Азии. По своему уровню Иж-Бубинское медресе достигало тогда уровня знаменитого медресе Аль-Азхар в Каире.

Судьба этой женщины многогранна, трагична. Спектакль открывается драматической сценой: сотрудники НКВД приходят к ней в дом с обыском, находят золотые украшения, которые она копила всю жизнь для того, чтобы осуществить свою мечту совершить паломничество в Мекку (хадж), и обвиняют в контрреволюционной деятельности.

Спектакль был посвящен жизни и деятельности выдающейся личности, педагога-просветителя, первой в истории ислама женщины-казыи (исламского судьи) Мухлисы Буби.

В декабре 2011 года на сцене Татарского государственного академического театра им. Галискара Камала состоялась премьера спектакля «Любовь бессмертная» («^леп яратты»).

Пьеса о жизни М.Буби - одна из лучших постановок сезона

Театр на страже исламских ценностей

Сегодня: 05 февраля 2013

Театр на страже исламских ценностей | Поволжье | Новости |

Комментариев нет:

Отправить комментарий